Суббота, 09 августа 2014 14:45

Как лучше отвечать на экзамене

Оцените эту статью
(0 голосов)

Как лучше отвечать на экзамене

Тактика ответа на экзаменах – сугубо индивидуальное дело. Но в любом случае следует учитывать то, то какому предмету этот экзамен. Рассмотрим несколько типов ответов на экзамене.

Первый из них называется «Кавалерийская атака». Им предполагается обрушение большого потока информации на экзаменаторов. При этом паузы должны быть минимальны. В идеале интенсивность подачи информации во время ответа должна возрастать.

Если экзаменаторы вначале слушали вас, а потом начали проявлять нетерпение (например, стали отвлекаться), то в этом случае постарайтесь обозначить какой-либо сложный узел проблем и сделать вид, что сейчас вы начнёте обсуждать детали. Экзаменатор после этого обычно просит перейти к следующему вопросу. Если же этого не происходит, то вы должны свернуть объяснения, а через некоторое время вернуться к ним вновь.

При использовании данного приёма учтите то, что если человеком произносится более 3 слов за секунду, то собеседник обычно перестаёт его понимать. Поэтому не переусердствуйте с темпом речи.

Второй тип ответа на экзаменах называется «Свободный полёт». При этом вы присаживаетесь к экзаменационной комиссии, откладываете в сторону листок с текстом ответа и начинаете свой ответ. Обычно это производит хорошее впечатление.

Такой тип ответа вы можете использовать только в тех случаях, когда отлично знаете ответ на вопрос билета. При ответе следите за тем, чтобы темп речи был умеренным. Но можно выбрать и произвольный темп ответа. Таким способом рекомендуется сдавать экзамены по общественным дисциплинам. После монолога переходите к диалогу с экзаменатором и отвечайте на все поставленные перед вами вопросы.

Данный тип ответа можно использовать и в случае, если вы не очень хорошо знаете ответ на вопрос, но при этом у вас в целом достаточно широкая эрудиция по предмету.

Основными достоинствами указанного метода является то, что он является диалогичным.

Третий тип ответа – это «Доклад». При этом отвечающий полностью по листку читает все записи. Если даже ответ и окажется правильным, абитуриент или студент в этом случае произведёт не самое лучшее впечатление на комиссию.

По мнению преподавателей, такой тип ответа говорит о том, что хотя абитуриент и знает материал, но в то же время не владеет им достаточно свободно. Некоторые студенты отвечают так потому, что им не удаётся справиться с волнением. При этом объём внимания снижается.

Если вам трудно отвечать на экзамене из-за волнения, то вы должны попробовать предварительно почитать монологи в присутствии группы ваших знакомых. Если вы легко сможете привлечь их своим рассказом, можете смело отправляться на экзамен. На экзамене постарайтесь смотреть не на листок и не на экзаменатора, а немного в сторону. Это поможет вам справиться с волнением.

Четвертый тип ответа называется «Эффектная концовка». Её нужно использовать в том случае, если вам не удалось использовать другие методы, особенно первый из описанных. В этом случае постарайтесь сделать концовку ответа наиболее выразительной и эффектной. Вы можете использовать яркие примеры, удачные цитаты, глубокомысленные выводы и т. п.

Внимание экзаменаторов во время ответа обычно включается в начале и в конце ответа. Именно поэтому основное внимание уделите тому, чтобы придумать удачное начало ответа и его концовку. Если вы сдаёте экзамен по общественным дисциплинам, то в этом случае рекомендуется увязать ответ с современным состоянием дел в той или иной сфере, связанной с темой билета. Можно рассказать, как теория, связанная с той или иной проблемой, увязывается с практикой.

Пятый тип ответа – так называемый «Квантовый выброс». Поскольку человеку трудно воспринимать информацию в течение длительного времени на одинаковом уровне, то полезно разбить ответ на блоки. То есть при этом весь ответ должен подразделяться на несколько частей.

В содержании каждой из частей при этом должны быть утверждение, определение, после чего следует аргументация, приведение доказательств, примеры и факты. И уже в самом конце каждого фрагмента должны содержаться выводы, а также краткое повторение всех основных положений. При ответе между каждым из блоков информации выдерживайте небольшие паузы.

Данный тип ответа рекомендуется использовать в ряде случаев. Например, если структура того или иного вопроса билета предполагает его разделение на несколько разноплановых частей. Также такой метод можно применять, когда вопрос достаточно сложный, и его можно разделить.

Шестой тип ответа – «Тет-а-тет». Данный приём лучше использовать при ответе молодому (начинающему) преподавателю. При этом таких преподавателей можно разделить на 2 типа. Первый из них – неагрессивные (обычно женщины).

Обычно это неуверенные в себе преподаватели. Их отличает направленный вниз взгляд, скованная мимика. Такие преподаватели избегают прямого контакта с абитуриентом и не делают ему замечаний. Также они плохо переносят наличие пауз при ответе, так как при этом им приходится брать на себя инициативу.

В данном случае можно дать следующие рекомендации. При ответе будьте очень осторожными, поскольку очень легко задеть самолюбие таких преподавателей. Старайтесь также избегать двусмысленных ответов или жестов, иначе вас могут заподозрить в иронии или язвительности. Не делайте также намёков на подтекст. Отвечать следует размеренно и негромко, не делая при этом больших пауз, а также старайтесь долго не смотреть на экзаменатора.

Второй тип начинающих преподавателей – агрессивные (обычно это мужчины). Они обычно рассматривают отвечающего в упор, вмешиваются в ответ, делая замечания. Часто он задают всевозможные вопросы. Такие люди могут совершать много манипулятивных действий (стучать ручкой по столу, поправлять волосы, притоптывать ногой и т. д.).

При ответе такому преподавателю не стоит ввязываться в спор, поскольку обычно задачей именно такого преподавателя является показать, какой тупица экзаменуемый. При ответе почаще ссылайтесь на «авторитеты». В случае, если не имеется однозначного решения проблемы, следует указать также и все имеющиеся альтернативные варианты.

В случае, если вам задаётся очень много вопросов, обдумайте ответы и ответьте на все вопросы, или задавайте уточняющие контрвопросы. Старайтесь отвечать как можно более подробно. При ответе старайтесь вести себя как можно благожелательнее.

Просмотрено 1113 раз

Оставить отзыв

Поля, отмеченные (*), обязательны к заполнению. HTML–код не допустим.
Ваш отзыв увидят только после модерации.